Профилактика суицидального поведения. В работе по профилактике суицидального поведения в МАОУ г. Иркутска СОШ №63 среди несовершеннолетних проводится комплекс организационно-педагогических мер, обеспечивающего реализацию принципов гуманизации в воспитании и образовании, который включает в себя:
– неукоснительно соблюдать педагогическую этику, культуру и такт;
– знать возрастную психологию и психопатологию, а также соответствующие приемы индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;
– выявлять контингент группы риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;
– осуществлять активный патронаж семей, в которых проживают обучающиеся группы риска, с использованием различных приемов, в том числе с оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи обучающимся;
– не разглашать факты суицидальных случаев в коллективах обучающихся;
– рассматривать угрозы самоубийства в качестве признаков повышенного суицидального риска;
– усилить внимание родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам;
– при необходимости проводить консультации обучающегося с педагогом-психологом, психотерапевтом, психиатром;
– формировать у учащихся такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «смысл жизни», а также индивидуальные приемы психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;
– повышать стрессоустойчивость путем психологической подготовки обучающегося к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирования готовности к преодолению ожидаемых трудностей.
Уровни профилактики суицидов в МАОУ г. Иркутска СОШ №63:
Первый уровень – общая профилактика, целью которой является повышение групповой сплоченности в школе (классе).
Мероприятия:
1) Создание общешкольной программы психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы учащиеся чувствовали заботу, уют, любовь.
2) Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.
Задачи педагогического коллектива на данном этапе:
– изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;
– создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в образовательном процессе, как и в период трудной жизненной ситуации (составление плана работы по профилактике суицидального поведения обучающихся, индивидуального маршрута);
– привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты, законных прав и интересов обучающихся;
– формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей;
– привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование у подростка милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Второй уровень – первичная профилактика, целью которой является выделение групп суицидального риска; сопровождение обучающихся и семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.
Мероприятия:
1) Диагностика суицидального поведения. Проводится на основе инвариантного блока диагностического инструментария с применением вариативных составляющих.
2) Индивидуальные и групповые занятия с учащимися «группы риска», оказание социальной поддержки, повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности.
3) Классные часы, круглые столы, стендовая информация жизнеутверждающей направленности.
4) Разработка плана действий (индивидуального маршрута обучающегося) в случае попытки самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действий при угрозе самоубийства и после самоубийства.
Задачи педагогического коллектива на данном этапе:
– выявление учащихся, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите;
– работа с семьей учащегося, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние;
– оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности учащегося, снятие стрессового состояния;
– сопровождение учащихся группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, способствующих позитивному принятию себя учащимися и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации;
– изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями;
– повышение осведомленности персонала, родителей и обучающихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации;
– включение созданной системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в образовательный процесс (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий;
– определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося покончить жизнь самоубийством и после самоубийства.
Третий уровень – вторичная профилактика, целью которой является предотвращение самоубийства.
Проводится оценка риска самоубийства, которая происходит по схеме:
– крайняя (учащийся имеет средства совершения самоубийства, выработан четкий план);
– серьезная (есть план, но нет орудия осуществления);
– умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий). Задачи педагогического коллектива на данном этапе:
– педагог-психолог берет на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта для того, кто решился вступить в контакт с обучающимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага;
– оповещение соответствующего учреждения (психиатрическая клиника), запрос о помощи;
– оповещение родителей (законных представителей).
Четвертый уровень – третичная профилактика, целью которой является снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.
Проводится глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.
Задачи педагогического коллектива на данном этапе:
– оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (учащиеся, персонал школы);
– сотрудничество с другими организациями. Ожидаемые результаты:
Организованная таким образом работа позволит:
– осуществлять социальную и психологическую защиту учащихся;
– снизить количество обучающихся с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток;
– организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде;
– продуманно планировать готовность действий в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий кризиса, посткризисное сопровождение.